Ключевым изменением является поэтапный переход на использование ККТ нового образца, которая будет отправлять информацию о расчетах в ФНС через оператора фискальных данных. В этой статье мы рассмотрим все изменения, которые коснутся всех нас.

Что будет представлять собой касса нового образца, которая соответствует новому порядку применения ККТ:

Контрольно-кассовая техника будет отличаться от старой тем, что вместо ЭКЛЗ, в ней будет установлен фискальный накопитель. ФН будет хранить и передавать информацию по каждому чеку оператору фискальных данных посредством интернет-связи в режиме on-line. Касса нового образца помимо традиционного бумажного чека сможет отправить покупателю чек в электронном виде.

Что представляет из себя ОФД ?

ОФД – это оператор фискальных данных, юридическая организация, которая будет хранить, обрабатывать и передавать все необходимые данные в ФНС. Всем пользователям будет необходимо выбрать ОФД и заключить с ним договор на передачу и хранение фискальных данных.

Что будет входить в обязанности Операторов фискальных данных:

  • Предоставление доступа к фискальным данным налоговой службе посредством интернет-связи
  • Ежедневная передача чеков в налоговую в электронном виде
  • Хранить и защищать фискальные данные
  • Обеспечить покупателей в получение чека в электронном виде

Что такое ФН?

ФН- это фискальный накопитель, усовершенствованный аналог ЭКЛЗ. Иными словами блок памяти, который шифрует, обрабатывает и хранит данные с каждого чека, и через ОФД передает все необходимые данные в электронном виде в ФНС.

Реестр ККТ, ФН и ОФД

Реестр контрольно-кассовой техники - это сведения о каждой изготовленной единицы кассовой техники.

Реестр фискальных накопителей – это сведения о каждой изготовленной единицы фискального накопителя, о возможности применения его в ККТ.
Реестр Операторов фискальных данных - это сведения о всех работающих организаций ОФД.

Ведение реестров будет осуществлять ФНС. Т.е. вводится обязанность изготовителей ККТ, ФН представлять в налоговую службу сведения о каждом изготовленном экземпляре. Реестры планируют сделать общедоступными, они будут опубликованы на официальном сайте налоговой службы.

Электронная регистрация

Электронная регистрация – это документооборот между ФНС и пользователем ККТ. Электронная регистрация будет происходить на сайте налоговой в личном кабинете пользователя и осуществляться без посещения ФНС. Пользователь ККТ сможет сделать это самостоятельно, либо при помощи специалиста сервисного центра, который будет обслуживать ККТ.

Как это будет происходить:

Через личный кабинет нужно будет отправить заявку на регистрацию ККТ. Заявка подписывается КЭП. ( Квалифицированной электронной подписью Вашей организации) в заявке необходимо указать серийные номера ККТ и ФН, а также наименование и номер договора с ОФД.

ФНС сверяет данные, полученные от пользователя ККТ с данными в реестрах ККТ и ФН, после чего пользователь ККТ получает регистрационный номер, который прописывает в ФН. После этого необходимо установить и настроить связь с ОФД. Далее фискальный накопитель отправляет в ФНС отчет о фискализации.

После регистрации отчета в ФНС, в личном кабинете пользователя, появляется карточка регистрации ККТ. На этом процедура регистрации завершена и можно приступать к работе на кассе.

Электронный чек

Электронный чек — это электронная версия бумажного чека. В связи с поправками в законе по применению ККТ появится возможность, отправлять покупателям чек в электронном виде. С 1 февраля 2017 продавцы должны отправлять покупателям электронные чек на почту или абонентский номер по требованию. А с начала января 2018 года это процедура станет обязательной. Бумажные чеки необходимо будет выдавать по требованию, к примеру если отсутствует электронный адрес или абонентский номер у покупателя.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Когда необходимо начать передавать информацию в ФНС?

На добровольной основе начать передавать информацию в ФНС можно уже с 1 июля 2016 года при наличии необходимого ФН, который включен в государственный реестр. С 1 февраля 2017 года невозможно будет зарегистрировать кассу старого образца с ЭКЛЗ. С этого момента можно будет зарегистрировать только кассу нового образца или после модернизации, которая способна передавать данные в ФНС. В свою очередь, использовать кассу старого образца можно будет до 1 июля 2017 года, если до этого момента с ней не предстоит процедура перерегистрации (замена ЭКЛЗ). А с 1 июля 2017 года можно будет использовать только кассы нового образца с фискальным накопителем.

Можно ли использовать ККТ старого образца?

Необходимо уточнить у Вашего сервисного центра или у изготовителя возможность модернизации Вашей ККТ, т.к. для некоторых моделей будет предусмотрен комплект модернизации, который будет отвечать всем требованиям нового порядка применения ККТ.

Процедура модернизации :

  1. Кассу старого образца с ЭКЛЗ необходимо снять с учета.
  2. Получить новый серийный номер, новый паспорт на ККТ.
  3. Произвести доработку, заменить ПО, подключить ФН.
  4. Всё, касса модернизирована, можно приступать к процедуре регистрации, предварительно заключив договор с ОФД.


Придется ли периодически производить замену ФН как и ЭКЛЗ?

Замена фискального накопителя будет необходима. Для организаций, где применяется общая система налогообложения и для продавцов подакцизных товаров один фискальный накопитель прослужит до 13 месяцев, а для малого бизнеса (УСН, ЕНВД, патент) до 36 месяцев.

Как быть, если произошел сбой в интернет соединении?

Фискальный накопитель будет хранить и передавать данные по чеку в ФНС посредством интернет-связи. Если связь будет отсутствовать, то данные по чеку будут переданы, как только связь возобновится. Если связи не будет до конца рабочего дня, то при закрытии смены в отчете будет видно количество непреданных чеков. Если чеки не будут передаваться в течение 30 дней, то фискальный накопитель заблокирует работу кассового аппарата и на кассе невозможно будет работать.

Поэтапный переход на новый порядок применения

  1. Приобрести ККТ нового образца или модернизировать старого образца (если Ваша модель подлежит модернизации)
  2. Заключить договор с ОФД
  3. Зарегистрировать кассовый аппарат в налоговой
  4. Подключить ККТ к ОФД 
    (для процедуры электронной регистрации через личный кабинет получить и зарегистрировать личную электронную подпись КЭП , если у Вас её нет)